Зеленый свет обмену подержанного авто на новое: автодилеры хотят поскорее узаконить комиссионки Стремление большинства автосалонов включиться в активную борьбу на вторичном рынке сдерживается отсутствием законодательного регулирования реализации автомобилей посредством услуги трейд-ин. Реализация автомобилей по системе трейд-ин (обмен подержанного авто на новое с доплатой) может завести заглохший авторынок страны. Рынок автомобилей с пробегом в отличие от сегмента новых авто остается более стабильным, поэтому автомобильные компании и их дилеры готовы составить серьезную конкуренцию в продаже бэушных машин базарам и комиссионкам В январе текущего года рынок новых автомобилей поставил очередной антирекорд: по информации Государственной таможенной службы, объем ввоза автомобилей в Украину уменьшился в семь раз по сравнению с январем 2009 года. В информационно-аналитической группе AUTO-Consulting утверждают, что рынок новых автомобилей практически скатился к уровню 2000 года. Январские продажи (порядка 7,5 тыс.) оказались на 64% меньше, чем были в первом месяце минувшего кризисного года (10–11 тыс.). Сегмент б/у автомобилей сумел удержать своих покупателей, а вот ряды автовладельцев (из категории тех, кто прежде не имел авто) значительно поредели. «Падение продаж автомобилей с пробегом составило всего 20–25%, а новых авто — 75–80%», — говорит генеральный директор официального импортера и дистрибьютора Mazda и Suzuki в Украине ДП «АВТО Интернешнл» Елена Дунина. По ее словам, в прошлом году продажи бывших в эксплуатации автомобилей в два раза превысили объемы реализации новых авто — более 300 тыс. единиц против 163 тыс. При этом львиная доля вторичного рынка пришлась на базары и комиссионки, сбывающие подержанные автомобили. Как отмечает директор Центра по продаже автомобилей с пробегом «ВиДи АвтоМаркет» Александр Мельник, на данный момент есть все предпосылки для бурного развития направления трейд-ин официальными салонами и дилерами: прежде всего это падение покупательной способности и рост рынка подержанных автомобилей. На первый взгляд, услуга трейд-ин (схема покупки нового автомобиля, при котором покупатель передает продавцу свое подержанное авто в счет оплаты за новую машину, а разницу в стоимости доплачивает, при этом не дожидается, пока его подержанный автомобиль продадут, а сразу получает новый) выглядит привлекательно. Однако на сегодняшний день механизм трейд-ин в Украине законодательно не урегулирован, поэтому официально его как бы не существует. Александр Мельник полагает, что основной фактор, тормозящий развитие этого направления на авторынке, — отсутствие четкой законодательной базы. «Из-за вынужденной тенизации сферы продажи автомобилей с пробегом государственный бюджет теряет огромные поступления налогов», — уверен он. Но неофициально такая схема покупки-продажи автомобилей в салонах все-таки присутствует: стремясь удовлетворить потребительский спрос, продавцы вынуждены действовать в полулегальном формате. «Цивилизованно заниматься данным способом продажи автомобилей экономически невыгодно», — подчеркивает Елена Дунина. Проблема заключается в системе налогообложения при операциях с выкупом автомобилей с пробегом. Камень преткновения — взимание двойного НДС (причем оба раза с полной стоимости автомобиля). «На сегодняшний день автосалон как налогоплательщик должны оплачивать 20% НДС при каждой сделке купли-продажи, который начисляется от суммы реализации автомобиля с пробегом, а не от разницы между стоимостью покупки и продажи такого автомобиля салоном», — объясняет Александр Мельник. Для сравнения: в Европе налогооблагаемая база в случае трейд-ин — это разница между ценой выкупа авто и ценой продажи новому потребителю». Соответственно, чтобы не остаться в убытке, автосалоны, работающие официально, вынуждены оценивать автомобиль значительно дешевле его рыночной стоимости. Завышать цены на подержанные автомобили бессмысленно: 2009 год наглядно показал, что даже 2–3%-ные скидки (разница в цене) играют определяющую роль в решении клиента о покупке. Александр Мельник перечисляет другие риски трейд-ин для оператора, в том числе замораживание оборотных средств дилера — пока принятый по схеме трейд-ин автомобиль не продался, сумма, в которую его оценили, зависает на балансе салона. Пытаясь избежать этих затрат, продавцы задействуют разные методы: одни предпочитают пользоваться услугами других компаний, занимающихся перепродажей б/у автомобилей, заключая с ними договоры о сотрудничестве, другие занижают реальную стоимость подержанного автомобиля, третьи создают собственные компании, которые оказывают услуги по продаже автомобилей с пробегом (СПД, работающие на едином налоге). Легализовать схему трейд-ин в Украине, сделав выгодной для всех сторон, можно, введя ее в законодательное поле. Первые шаги в этом направлении сделаны в конце минувшего года, когда Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №4385 относительно налогообложения доходов от операций обратного выкупа бывших в употреблении товаров. «В нем налогооблагаемая база определяется как разница между ценой выкупа и последующей перепродажи. При этом автосалон становится легальным оператором рынка и несет обязательства перед покупателем», — комментирует Александр Мельник. В нем прописано также само понятие б/у автомобиль (предлагается считать таковым автомобиль, с момента первой регистрации которого прошло более трех лет). Цивилизованный формат работы трейд-ин позволит оживить салонные продажи и на рынке новых автомобилей. По оценкам Елены Дуниной, около 10–15% нынешних автовладельцев, мечтающих о новом авто, отправятся в салоны. Особенно велик потенциал реализации автомобилей трех-, пятилетней давности. Учитывая, что автомобильный бум в сегменте новых авто в Украине пришелся на 2003–2008 годы, компании могут неплохо подзаработать на вторичной перепродаже этих автомобилей. По прогнозам Александра Мельника, потенциально дилеры способны реализовывать до 30% автомобилей по системе трейд-ин, тогда как сегодня с помощью данного инструмента салоны продают лишь около 5%. Опубликовано: 18.03.10 Источник: Комментарии
|